898/897 Дней/Ночей | 1 Участники |
В Вологде находится единственный в России Музей Кружева. Основная экспозиция посвящена развитию традиционного художественного промысла Вологодчины и мировым тенденциям развития кружевоплетения с к. XIX- н. XXI вв.
В 2008 году идея губернатора Вологодской области о создании в Вологде музея кружева была поддержана министерством культуры Российской Федерации, правительством Российской Федерации и президентом России. Финансирование работ велось в рамках реализации ведомственной целевой программы «Наследие Вологодчины». Общая сумма затрат из областного бюджета на эти цели составила около 270 миллионов рублей. В 2010 году из федерального бюджета дополнительно были выделены 50 миллионов рублей в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России» на завершение работ по созданию экспозиции. Художественное проектирование музея осуществил вологодский художник-дизайнер, член Союза художников России Сергей Михайлович
Иевлев.
Открытие Музея кружева состоялось 3 ноября 2010 года. На торжественной церемонии открытия присутствовали представители генеральных консульств Польши, Германии, Франции, Бельгии, Австрии, руководство министерства культуры РФ. С 5 ноября музей открыт для посещения и экскурсий.
Целью «Музея кружева» является превращение традиционного для Вологодского края народного промысла кружевоплетения в социо-культурный, экономический и туристический ресурс развития региона.
Предметы одежды и интерьера, 19-начала 20 века. Костюмы не исторические, а специально изготавливались для открытия музея по имеющимся эскизам (а вот эскизы, да, подлинно исторические).
Кружевоплетение — один из самых изысканных видов прикладного искусства. Однако, «настоящими» в специальной литературе считаются только кружева, сплетенные на коклюшках. Исторические данные о появлении этого вида рукоделия расходятся, но можно предполагать, что техника плетения на коклюшках была изобретена в Италии во второй половине XV века, а позднее распространилась по всей Европе.
Существует предание, что Петр I в начале XVII века вывез из Брабанта кружевниц и разместил их в Москве в Новодевичьем монастыре для обучения там бесприютных детей. Отсюда кружевоплетение получило широкое распространение на Руси. В 19 веке у нас было уже 12 центров кружевоплетения! И каждый из регионов привнес свои характерные особенности и стиль, создав целые направления в искусстве — вологодское, елецкое, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева.
Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. Плетут эти кружева с помощью коклюшек — специальных деревянных палочек, на которые намотаны нити. Другими главными инструментами для плетения кружев являются — подушка-валик, образец кружевного рисунка — сколок и булавки.
Характеристика профессии кружевницы.
Навешивание коклюшек — это одно движение руки на каждую пару. Если не считать вкалывание булавок для навешивания, конечно. А вот наматывание ниток на коклюшки — это ууууу… И по этому сразу виден класс кружевницы. Она делает это, во-первых, очень быстро, во-вторых настолько ровно и туго… Вот как на магазинных катушках нитки намотаны — вот так она вручную на коклюшки наматывает!
Коклюшки: Серебро, гравировка, чернь, золочение. Награда за первые места в конкурсе «Серебряная коклюшка»
Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века — из хлопчатобумажных нитей.
Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль
на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году,
Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году Тогда же, на выставке
в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».
Вологодский кружевной промысел особенно активно развивался в 1970-е и 1980-е годы. За успешную работу
Вологодское объединение в 1986 году было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Всего Вологодское кружевное предприятие имеет более 200 орденов и медалей, дипломов, почетных грамот.
Выполненные им изделия демонстрировались более чем на 300 отечественных и зарубежных выставках.
О промысле и работающих в нем мастерах опубликовано свыше 250 статей, научных трудов, альбомов, брошюр.
Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов
Акция «Самое массовое кружевоплетение» прошла в Вологде 24 июня 2011 года в рамках Международного фестиваля кружева «VITA LACE» («Живое кружево»). Одновременно на Кремлевской площади плели кружева 570 мастеров. В акции приняли участие кружевницы из 25 районов Вологодской области, Вологды и Череповца, 18 регионов России и 8 зарубежных стран: Австралии, Болгарии, Хорватии, Франции, Ирландии, Канады, Польши и Словении.